Радислав Гандапас Харизматики

Радислав Гандапас – автор оригинальных тренингов «Как с успехом выступать публично», «Как подготовить и провести успешную презентацию», «Практика PR человеческим языком», «Харизма. Трудно ли быть богом», «ХАРИЗМА ЛИДЕРА В БИЗНЕСЕ. Имидж и мистика, психология и власть».

 

Радислав, скажите честно, каждый человек может стать богатым и знаменитым?

Нет, далеко не каждый. Очень небольшое количество наших современников могут стать богатыми и знаменитыми. Или точнее, успешными.

Почему?

Не каждому дано и не каждому нужно. Ведь известны случаи, когда человек выигрывал большую сумму денег и кончал жизнь самоубийством. Очень многие не в состоянии жить в состоянии успеха. Есть такое представление расхожее, что успех – гамак, бананы, мулатки, острова, яхты, катаешься, как сыр в масле. Но успех – это и обязательства, и ответственность. Заметьте, «успех» и «успеваю» – соседствуют.

Существуют ли какие-то критерии, по которым можно определить: да этот человек успешный?

Есть такой тренер Сергей Логачев, мне понравилась его трактовка. Он сказал : «Критериев успеха три. Критерий первый, самый осязаемый и понятный, – это деньги. Понятно, что бедный человек и успешный – несколько странное явление. Но деньги недостаточны для успеха. Поэтому второй критерий – это социальный статус. Мы видим людей богатых, но не имеющих социального статуса. Социальный статус не обязательно чин какой-то, это прежде всего авторитет и признание в обществе. Но и это не все. Деньги – исчислимая вещь, авторитет и признание в обществе более-менее исчислимая, но есть менее «понятная» категория. Это счастье, то есть внутреннее ощущение человека. Есть совершенно счастливые люди, не имеющие семьи, есть имеющие семью и несчастные, есть с яхтами в депрессии и т. д.

Но рецептов счастья нет. Или вы знаете какие-то пути к счастью?

Они видимо, есть, но я думаю, что только в конце жизни человек может сказать, как идти к счастью и как бы он пошел, если бы знал…

Если вернуться к вашему утверждению, что не каждый человек может стать успешным… Добивается успеха только человек с харизмой?

Харизма – это, скорее, инструмент на пути достижения цели. И есть люди харизматичные успешные, и есть нехаризматичные успешные.

На мой взгляд, харизма – это внутренняя сила, умение воздействовать на людей. Разве это не врожденное качество, данное человеку от Бога?

Харизма настолько же врожденная вещь, как фигура человека, например. Она тоже дается от природы, но ее можно корректировать. Можно заниматься спортом, а можно запустить себя и выглядеть ужасно. Харизма столь же врожденное понятие, как талант. Есть успешные музыканты, режиссеры, ученые и от бога, и «от попы». Точно также и харизму можно наработать в течение жизни. На тренинги не приходят люди харизматичные, приходят те, кому не хватает этого инструмента.

О харизме много говорят, но никто не называет точно, а какими конкретно качествами должен обладать харизматичный человек?

Непредсказуемостью, например. Эффективность руководителя определяется его способностью произвольно менять социальные роли. Быть непредсказуемым в своих реакциях, уметь поругать за достижения и похвалить за ошибку, как это ни парадоксально. Резко изменить настроение и отношение, при этом внутренне оставаясь спокойным и рационально понимая, что происходит. Не включаясь эмоционально, не привязываясь эмоционально ни к человеку, ни к ситуации. Это одно из составляющих харизматика – умение произвольно менять социальные роли, настроение, реакции, быть непредсказуемым. Таких людей побаиваются, и таких людей любят.

Если вернуться к вашему утверждению, что не каждый человек может стать успешным… Добивается успеха только человек с харизмой?

Харизма – это, скорее, инструмент на пути достижения цели. И есть люди харизматичные успешные, и есть нехаризматичные успешные.

Харизматики иногда таких дров наломают, а им подчиняются! Они могут быть агрессивными, алкоголиками…

О, вы знаете, зависимости разного рода, ущербности и слабости человека могут влиять на его харизму… в положительную сторону. Идеальные люди не бывают хорошими руководителями. Идеальные мужчины женщин не привлекают.

Это правильно.

Накачанные, загорелые, красивые, умные, образованные – нет, не привлекают, отталкивают. На первом этапе могут обратить на себя внимание – да, это хорошо выглядит, это хорошо звучит, а дальше – нет. Все на уровне флирта и заканчивается. А что сказал Наполеон? «Толпа как женщина». И поэтому харизматичный лидер толпе нравится точно так же, как мужчина нравится женщине. Толпе не нравятся слишком приторные, слишком хорошенькие.

Мы назвали тему нашего номера об успешных людях начала XXI века «новые богатые». По вашему мнению, отличаются ли эти люди от тех, кого называли «новыми русскими» 90-х годов?

Я думаю, что разница вот в чем. Те, кого мы называли «новыми русскими», стремились все испробовать сразу, не разбирая методов и средств. Потому что было ощущение опасности будущего, что все ненадолго. А те, кого мы называем «новые богатые» в начале 21 века, — это люди, которые берутся всерьез и надолго, и поэтому они не рвутся иметь все и сразу, а двигаются пошагово, постепенно. Что еще мне нравится в этом поколении, так это стремление к личностному росту, что совершенно не наблюдалось у «новых русских».

А что вы подразумеваете под личностным ростом?

Идет очень активное стремление к саморазвитию. Например, некоторые банки в выходные проводят для своих менеджеров лекции по мировой истории, по мировой нумизматике и другим культурологическим аспектам. Туда приглашаются преподаватели вузов. Мне, например, удалось прочитать лекцию по мировой риторике. Среди состоятельных людей есть существенная тяга к психотерапии, к коучингу, к тренингам, направленным на развитие личности.

Есть такое мнение, что человек никогда не станет богатым, если эта цель не является главной в его подсознательной системе ценностных ориентаций. И что ориентация на деньги как высшую ценность закладывается в детстве…

Давайте размышлять: у кого из нас в детстве была ориентация на деньги?

У всех, у кого было тяжелое бедное детство.

Да, может быть… У меня у самого был приятель, который в детстве обедал вместе со своими родителями на скамейке, сколоченной из досок. У его папы бы желтый запорожец чиненый-перечиненный. Жили они крайне бедно, и когда он стал подростком и захотел прилично выглядеть перед девушками, на это не было средств, и он в 14 лет стал заниматься фарцовкой и зарабатывать первые деньги. Сегодня он очень богатый предприниматель, строит дома, у него бизнес за рубежом. И он совершенно четко осознает: бедное детство подтолкнуло его к тому, чтобы никогда его дети не испытывали той нужды, которую испытывал он сам. Самое забавное, что с женой он развелся, ребенок живет отдельно, мотивация теперь неясна, но по инерции он зарабатывает. Это на всю жизнь, наверное. Есть хороший афоризм на эту тему: «Решительный шаг вперед в нашей жизни – это, как правило, следствие хорошего пинка под зад».

Вы знаете случаи, когда все думали, что из человека ничего не выйдет: и не харизматичный он, и незаметный — а он взял и сделал рывок?

Есть «латентные успешники», непроявленные. У меня у самого была такая история, я не знал, что со мной произойдет то, что произошло. Я был обычным учителем литературы в школе. Сегодня я два года подряд удерживаю позиции самого успешного бизнес-тренера России, при этом параллельно веду собственный бизнес. Я знаю подобных людей. Например, в Иркутске у меня на тренинге был человек, назову только имя, Игорь. Он занимался производством панелей для радиаторных батарей. Он из очень простой семьи и не скрывал, что первые деньги заработал тем, что на рынке в спортивном костюме в числе других ребят, занимавшихся борьбой, подходил к торговцам арбузами и требовал плату. Но сегодня это совершенно другой человек, он входит в комиссию правительства Москвы, у него предприятия по всей России и за рубежом, его фотографии на обложках журналов. За три года человек на моих глазах вышел на принципиально иной уровень. У него всегда было стремление к личностному росту. Он не живет той жизнью, которой живут те, с кем он тот бизнес начинал: водочка, банька, охота, «бабки».

Какие черты русского характера, по-вашему, мешают бизнесу?

Достижению успеха мешают две вещи «авось пронесет» и «и так сойдет». Это выражения, совершенно непонятные европейцу, нет аналогов в европейских языках. Это и мешает не только предпринимателям, но и дворникам, официантам, водителям такси. Вот так мы относимся к жизни. В этом есть такой буддистский пофигизм, в чем-то это украшает жизнь, но мешает достижению успеха.

Успешный мужчина и успешная женщина – в чем отличие?

Не открою никакой тайны, если скажу неполиткорректную вещь: женщине для достижения успеха надо больше стараться. У меня на тренингах подавляющее большинство женщин. Женщины понимают, что им нужно больше инструментов, и поэтому они стремятся к развитию и самообразованию.

Женщина может быть харизматичной?

Харизматичная женщина – это большая редкость, а харизматичный мужчина – это частое явление.

Докажите.

А доказать можно просто. Я прихожу на тренинг и говорю: назовите мне 10 харизматичных личностей. И мне называют 10 мужиков, причем женщины тоже. Я спрашиваю: а женщина может быть харизматичной? Не знаем.. И только тогда начинают что-то вспоминать… Так происходит потому, что на харизматика переносят архетип отца – древний образ из структур бессознательного. Перенести архетип отца на женщину можно лишь в том случае, если в ней много мужского. Меня однажды на тренинге женщина спросила: что мне нужно сделать, чтобы быть харизматичной? Я ответил: быть мужиком. Быть мужиком – это не значит пить стаканами водку, париться в бане с девками и ездить на джипе. Быть мужиком – это иметь коммуникативные модели мужские. Обладать решительностью, способностью быть жесткой при том, что оставаться женственной. Хакамада, Пугачева, Маргарет Тэтчер, Юлия Тимошенко – все они немного мужчины, Жанне Д’Арк вообще надо было ходить в мужской одежде, чтобы ее слушали воины. Это явление, которое существует, и если вы не будете его принимать, вы все время будете жить в несоответствии желаемого действительному. Если вы примете это как факт, то сможете действовать в соответствии с этой реальностью…

 

Источник: Журнал «Крупный план» №6 за 2006 год

© 2010-2024 Orange Актерское и ораторское мастерство Самара | Все права защищены